27 марта 2020 (с 15 до 17 часов по московскому времени), состоялся вебинар Европейской ассоциации сельских и сельскохозяйственных консультационных организаций (EUFRAS) по теме работы консультационных организаций в условиях пандемии COVID-19. В вебинаре приняли участие представители 20 из 29 организаций-членов ассоциации, в том числе РАКО АПК.
Вебинар открыл Председатель правления EUFRAS Юсси Юхола (Финляндия), который сказал о необходимости обмена опытом работы в условиях изоляции и рассказал о работе финской консультационной организации ПроАгрия в условиях карантина. Финские фермеры и предприятия переработки работают в обычном режиме, но, появилась первая проблема реализации продукции, в условиях ограничения передвижения между странами, а также возможного недостатка сезонной рабочей силы, которую выполняли мигранты. ПроАгрия запустила новый сайт, на котором студенты и школьники cмогут найти сезонную работу. Консультанты не могут посещать фермы. На ферму могут приехать только те консультанты, которые работают с предприятиями переработки, так как у них есть санитарные разрешения. Выяснилось, что не хватает видео материалов для дистанционного проведения семинаров и началась работа по их созданию, особенно по тематике здоровья животных. В связи с резким падением ежедневной нагрузки консультантов, запустили внутренние курсы повышения квалификации консультантов (особенно по темам, как проводить совещания и семинары он-лайн и вести индивидуальную работу с фермерами). Далее, представители Швейцарии, Австрии, Германии, Ирландии и Словении поделились своим опытом. Швейцария: у консультантов нет опыта работы удаленно, нет программ и инструментария для работы дома. Некоторые консультанты объединяются в чаты с фермерами и 2 раза в неделю обсуждают разные вопросы. Количество фермеров, которым доступны программы участия в видеоконференциях, ограничено. Начали готовить видеофильмы на разные темы и готовят День поля в формате видеоконференции, без посещения поля фермерами. В Австрии все на строгом карантине до середины апреля, но предполагают, что карантин будет продлен до конца апреля. Больше всего проблем у фермеров и переработчиков, которые работали на экспорт продукции. Консультации дают по телефону. Считают, что спрос на консультационные услуги повысится, потому что фермеры не могут посещать рынки, специализированные магазины удобрений, семян, сложнее общаться с брокерами разных сервисных компаний. Начали работу над выпуском видеофильмов и возобновили работу по изданию информационных бюллетеней. Вместе с региональными Департаментами сельского хозяйства начали разрабатывать программу поддержки фермеров по использованию новых программных информационных технологий, так как у некоторых фермеров нет даже Skype. У консультационных центров мало готовых вебинаров для работы он-лайн. Сначала было трудно собрать фермеров на вебинар, но постепенно все больше участников записываются на обучение он-лайн. Все вебинары ведут бесплатно, но надо уже сейчас начинать готовить платные вебинары, так как затраты на подготовку хороших тренингов он-лайн высокие. Считают, что кризис ускорит цифровизацию консультационных услуг. В Германии все работают в том же ритме, проблема как и у других стран – экспорт. Кооперативы делают все возможное, чтобы решить вопросы реализации продукции. Основная задача консультационных центров — сохранить сотрудников и потенциал информационно-консультационной поддержки фермеров. В настоящее время помогают фермерам готовить планы внесения удобрений и отчетов по субсидиям. Призвали консультантов быть более активными и находить в своих программах темы, которые можно эффективно проводить дистанционно. Пока нет возможности посещения ферм, центры анализируют свои сайты, особенно разделы для фермеров и поддерживают индивидуальные дистанционные контакты с фермерами чаще, чем ранее (поделили всех фермеров на количество консультантов и не реже одного раза в неделю связываются с ними). Сложившаяся ситуация дает шанс консультантам повысить свой авторитет, быть инновативными, находить те проблемы, которые фермерам необходимо решать и их можно решать дистанционно с помощью консультанта. Даже если кризис продлится недолго, люди еще долго будут избегать многолюдных встреч и к этому надо быть готовыми. Ирландия также на карантине и ситуация похожа как в других странах. Основная задача консультантов сейчас – показать, что они профессиональные специалисты и полезны обществу. Подготовили для консультантов рекомендации по работе дистанционно. У фермеров, такая же сложность у как и в других странах, устаревшие компъютеры и программное обеспечение сдерживают использование цифровых технологий дистанционного образования. Также, фермеры не умеют работать он-лайн, необходимо готовить специальные платформы, порталы и научить всех, как работать в режиме видеоконференции. Словения: консультационные центры вместе с региональными департаментами сельского хозяйства и торгово-промышленными палатами, начали создавать платформу для фермеров, чтобы они могли максимально быстро найти необходимые семена, удобрения, ветеринарные препараты и др. Представитель России, от РАКО АПК Наталия Андреева, предложила консультантам использовать работу из дома в том числе и для для повышения профессиональной информированности, посмотреть сайты ведущих научных центров по своей специальности, лучше подготовить презентации для своих семинаров. Представитель Польши отметил, что дистанционная работа требует обновления оборудования фермеров и следует серьезно изучать технологии обучения и консультирования он-лайн, так как есть конкуренция с провайдерами различных курсов образования он-лайн и консультационным центрам надо готовить свои эффективные программы. В заключении было предложено обмениваться опытом и поддерживать контакты с коллегами из EUFRAS.